Советы учителя-дефектолога

Что такое ПКПП?

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют ПКПП,  такой пункт есть и в нашем детском саду.   Должность учителя-дефектолога вводится в штатное  расписание государственных образовательных учреждений с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Работа учителя-дефектолога строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения.  График работы и расписание  занятий утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением. Список  детей на оказание коррекционно-развивающей помощи детям утверждается директором ЦКРОиР. 

      Целью работы ПКПП  в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 до 7 лет.

      Основными задачами и должностными обязанностями учителя-дефектолога в ПКПП являются:

- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

- коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

- привитие детям навыков коммуникативного общения;

- решение задач социального и речевого развития.

      В начале учебного года работа учителя-дефектолога начинается с углубленного обследования состояния речи детей зачисленных на занятия в ПКПП, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. В первую очередь в список включаются  дети  шестилетнего возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате коррекционной работы с детьми, принимаются  дети  четырех-, пятилетнего возраста.

      Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия  кратковременные (15-20 мин.), 2 раза в неделю. Продолжительность занятий  не превышает  время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей,  в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

      Коррекционное воздействие осуществляется поэтапно:

I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

–формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; 

–формирование направленной воздушной струи; 

–развитие мелкой моторики рук; 

–развитие фонематического слуха; 

–отработка опорных звуков. 

II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок  может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.