Советы музыкального руководителя

Упражнения для развития дикции и артикуляции

Нам с детьми очень помогают любые скороговорки. Но говорить их просто так скучно, поэтому можно использовать следующие игровые приемы: 

«Вез кА-рабль ка-ра-мель, на-скА-чил кА-рабль на мель

И мА-тро-сы три не-де-ли кА-ра-мель на ме-ли е-ли».

 Вот пример известной скороговорки. Я записала ее по принципу певческого звучания фонем и деления слогов при пении. Так же не стоит не забывать, что звук {е}- при пении даёт нам фонему «Э», а {и}-Ы. Мы стараемся петь и говорить все гласные на «полуулыбке», что бы приблизить певческую позицию.

  1. Говорим скороговорки мультяшным голосом (характер):

Как медведь, лиса, зайчик, волк, робот и т. п. (Руками показываем пульсацию (ритм). Можно хлопками по коленкам или в ладоши).

  1. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью:
  • Если мы сидим высоко на дереве – голос высокий (рукой вверху в одной плоскости мы показываем, что звук на одном месте, не изменяется);
  • Если стоим на земле или под землёй – голос низкий (рукой внизу, в одном месте мы показываем, что звук не изменяется по высоте)
  • Если «катаемся на качелях», то постепенно «поднимаясь или снижаясь» изменяем высоту звука голоса плавно на «glissando» (Все изменения вместе показываем движением руками плавно вверх и вниз).

 3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость (динамические оттенки в музыке “forte-piano, crescendo, diminuendo”).

  • Если мы говорим тихо, то рукой внизу «мелким жестом» показываем, что звук тихий.
  • Если мы говорим громко, то рукой вверху «крупным жестом» показываем что звук громкий. Не забываем о пульсации ритма в руке.

При движений руками я выступаю, как эталон, когда показываю детям то или иное упражнение и они стараются за мной его повторить. Пусть это не сразу получается правильно в их исполнении, но постепенно они делают это лучше и качественнее, а главное - осознанно.

Поэтому сразу стоит брать небольшие скороговорки или часть от них и постепенно увеличивать количество строк.

свернуть

Упражнения на развитие певческого дыхания

Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка дыхания, выдох). Эти навыки прививаются постепенно в процессе игр и упражнений:

 «Не погаси свечу».

Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил. (Вдох и медленный выдох мы показываем руками)

  1. «Надуваем шарик!»

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

  1. «Душистый цветок!»

На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику (руки соединяем ладошками вверх, будто держим бутон цветка и подносим ко рту) и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.

Далее можно попросить детей подуть на каждый лепесток цветка (пальчик ладони):

  • Для этого мы делаем глубокий вдох (руки поднимаем снизу вверх и подносим ладони ко рту), а затем коротко выдыхаем на каждый пальчик (на звуки {с}, {ш}, {ф}). Это тренировка короткого дыхания при пении на staccato;
  • Можно попросить детей подуть на цветок, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца весь воздух (на звуки с, ш, ф,) Это тренировка гортани и диафрагмы на удержание воздуха.
  1. «Петушок»

Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь. Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо, влево:

Петя, Петя, Петушок

Целый день учил стишок.

(Наклоны головы вперед-назад):

А запомнил он строку

Лишь одну: (вдох) «Ку-ка-ре-ку!»

На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам, произнося на выдохе: «Ку-ка-ре-ку!»

  1. «Комарик»

Дети машут кистями рук и произносят звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.

Развитие динамики я показываю дирижерским жестом снизу-вверх от тихого к громкому. Затем можно повторить тоже самое, делая движение руками вместе с детьми.

6.«Лягушки»

Я  читаю стихотворение по строке или фразе при этом дирижирую. Дети повторяют за мной. На слово «ква» дети делают энергичный выдох. При этом детям нужно показать движением рук «вверх» на вдох (заранее) и «вниз» - выдох.

Мы лягушки-кваксы,

Ночь чернее ваксы….

Шелестит трава. (вдох)

КВА!

Красным помидором

Месяц встал над бором,

Гукает сова…(вдох)

КВА!

Под ногами кочки,

У пруда цветочки.

В небе – синева (вдох)

КВА!

Месяц лезет выше,

Тише, тише, тише,

Чуть-чуть-чуть,едва: (вдох)

КВА!

  1. «Музыка дышит»

Под звучание любого вальса мы делаем равномерные вдох и выдох. Я дублирую  движением руки «вверх» и «вниз» и показываю детям вдох и выдох. На усиление звучания - вдох, на ослабление звука – выдох. Ладони лежат на животе – почувствовать как живот «идет вперед» на вдохе, а на выдохе возвращается. Другой вариант, когда Я и дети показываем движением руками «вверх» свой вдох и «вниз» - свой выдох.

  1. «Капели»

Пропеваем под моё дирижирование гласные звуки на любую не сложную мелодию, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами staссato и legato. Вдох показывается совместным движением руки моей и детей вверх.

Кап, кап, кап –

Капают капели. (а-а-а пропеваем отрывисто).

То весна к нам пришла,

Птички прилетели,

Птички прилетели –

Песенки запели.

А-а-а-а-а (поём протяжно).

свернуть

Упражнения на интонацию

Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука Можно использовать дидактические игры, картинки, игрушки, шагающие по лесенке и т. п., чтобы образно показать повышение и понижение мелодии.

  1. Попевка «Скок- поскок»

Скок, скок, поскок,

Молодой дроздок,

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Нисходящую, поступенную мелодию  я показываю движением вниз игрушкой птички или небольшой картинкой с её изображением. Этот способ подходит для малышей. В старшем возрасте мы с детьми стараемся использовать движение ребром ладони вверх, вниз, в одной плоскости. Это объясняется тем, что в этом возрасте дети уже должны пытаться петь по элементарному дирижерскому жесту.

  1. Попевка «Зимние забавы»

Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх)

И на саночках скачусь (поступенное движение вниз)

(Для наглядности можно использовать зимнюю картинку с катанием с горы)

  1. Сказка «Лесенка» (Автор В. Шейн)

В одной деревне жили - были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку: «Гав-гав!»(дети поют на ре1,показываем рукой в одной плоскости этот звук )На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал. Вот так: «Ква-ква!» (дети поют ми1, рукой подымаются чуть выше). На третью забирался Утенок и важно крякал: «Кря-кря!»

(дети поют фа#, поднимая руку еще выше). Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал, -вот так: «Мяу-мяу!» (дети поют соль1, поднимают ладошку еще выше) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел: «Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря. и т.д., движением руки поступенно вверх мы визуально закрепляем восходящий тетрахорд. То же самое можно сделать сверху-вниз.)

свернуть

Игры и развлечения для детей

Музыка занимает особое место в развитии и воспитании ребёнка. Формируя эстетическую и духовную сферы восприятия жизни, развивая даже физиологические процессы формирования детского организма, музыкальные развлечения и игры в детском саду являются основополагающим элементом формирования личности.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Рекомендуется в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых - порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.

Развлечения с использованием музыки (концерты, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т. д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.

Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни.

Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а, следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, предполагают активное общение как детей между собой, так и детей со взрослыми.

В настоящее время актуализируются вопросы, касающиеся направленности работы дошкольных учреждений по развитию речи дошкольников. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в речевом развитии при участии в музыкальных развлечениях, играх приобретают навыки правильной и развитой речи. Под влиянием музыкальных упражнений, игр и других видов музыкально-эстетической деятельности, при условии использования музыкальными руководителями правильно подобранных приемов работы с детьми, посещающими логопедические группы положительно развиваются психические процессы и свойства личности каждого ребенка, чище и грамотней становится их речь. Не зря, а особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в комплексную систему артпедагогики и арттерапии. На протяжении последних лет ведущими специалистами в этих областях отбирался тот материал и те методические приемы музыкального воспитания, которые давали бы наиболее ощутимые результаты в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями

Музыкальное воспитание в логопедических группах носит, если так можно выразиться, «симптоматичекий» характер, т.е. проводится с учетом характерных признаков детей с речевыми нарушениями, и направлены помимо решения музыкальных задач на решения задач коррекционных.

Принимая во внимания, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, наша задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально - ритмических упражнений, приемов, исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. А для того, чтобы речь и навыки общения детей развивались, совершенствовались, необходимо создать условия. В качестве средства, которое позволит детям реализовать свои потребности в общении со сверстниками, можно использовать театрализованную деятельность.

Общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем со взрослыми, дети чаще смеются, возятся, сердятся, выражают бурный восторг, прыгают от радости и прочее. И конечно, все эти особенности общения отражаются в речи детей, в результате чего речь, адресованная сверстнику, сильно отличается от речи, обращенной к родителям, другим взрослым.

С выразительностью реплик персонажей, исполнением игровых песен, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, у него улучшается речь, ее грамматический строй.

Музыкальная игровая и развлекательная деятельность в детском саду организовывается в утренние и послеобеденные часы, органично включается в другие занятия (физкультурное, по изобразительной деятельности), а также специально планируется в недельном расписании занятий по эстетическому развитию. К формам организации музыкальной деятельности можно отнести занятия, индивидуальную работу, театрализованные игры, праздники, развлечения.

Музыкальные игры и развлечения должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально-эмоционально развитию детей.

Постановочная работа над музыкальными развлечениями проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями и музыкальным руководителем, а также родителями.

Так, на музыкальных развлечениях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, слушают музыку к играм, отмечая разнохарактерное ее содержание.

На музыкальных развлечениях у детей развивается четкая ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек, дети знакомятся с литературным произведением к театральным постановкам.

Поэтому одной из возможностей развить речь ребенка и приобщить его к активному общению является проведение праздников и развлечений, в основе которых, игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника или развлечения в разных формах позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной. Робкие, стеснительные дети могут проговаривать свои слова хором (по два - три человека). В музыкальных развлечениях всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.

Особое внимание уделяется речи персонажей, применению голосовых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем. Игровая деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. В процессе общения детей между собой и со взрослыми рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.

Естественно дети не сразу овладевают умением правильно говорить, выражаться в игровых ситуациях: они скованы, речь их невыразительна, небрежна. Но чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над речью, вести себя непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа в играх, нужна упорно, постепенно, шаг за шагом тренироваться на таких играх и развлечениях. И результат не заставит себя ждать.

свернуть

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ БЕЛОРУССИИ

Родословная этих инструментов тянется еще с конца 19-го века, когда ансамбли зарабатывали на хлеб насущный игрой на свадьбах, праздниках и просто народных гуляньях. Традиционными для белорусов являлись:

   СКРИПКА
                                        цимбалы,    


     Дуда – народный духовой язычковый музыкальный инструмент. Представляет собой кожаный мешок с маленькой трубочкой-“соском” для наполнения его воздухом и несколькими игровыми трубками, которые имеют пищик с единичным язычком из камыша или гусиного (индюшиного) пера. При игре дудар надувает мешок, нажимает на него локтем левой руки, воздух поступает в трубки и заставляет вибрировать язычки. Звучание сильное и резкое. В Беларуси дуда известна с XVI века.

БЕЛОРУССКАЯ  ДУДА

 

    Это основные, вспомогательными выступали гармошки, дудочки и бубны.

Скрипка и цимбалы – струнные инструменты, что выдают звуки при помощи смычка (это скрипка) или ударов деревянных палочек (это цимбалы). Такие инструменты сложно назвать белорусскими национальными, ведь применяются они во многих музыкальных композициях народов мира.

А вот белорусская  трехрожковая дуда – это уже символ национального стиля. Звук на этом инструменте выходит из отверстий трубки путем прохождения воздуха по стволу. Вообще в 19-м веке живая музыка с использованием дуды была признаком богатства празднества, ведь услуги дударя стоили не дешево. На свадьбы дударя приглашали в качестве посаженного отца.

Свадьба была настоящим испытанием для музыкантов. Существовала традиция: если игра цимбалиста пришлась по вкусу молодым, невеста повязывала на музыкальный инструмент поясок. Этот поясок был частью свадебного наряда. Позже именно по количеству привязанных поясков судили о качестве игры музыканта и всего ансамбля в целом.

Изначально для внешнего антуража музыканты использовали дудочки и бубны. Но позже на их смену пришли гармошки. Они создавались мастерами в аутентичном белорусском стиле и имели соответствующую национальную раскраску с колоритными узорами и орнаментами. Как правило, корпус делался из натурального дерева, клавиши – из кости, а меха - из кожи. Украшали гармошку узоры, нанесенные краской или прибитые в виде металлических накладок. Все это ручная работа народных умельцев.

Интересно, что даже инструменты для создания гармошек мастера делали, бывало, тоже вручную. Звуковые панели, которые непосредственно при нажатии на клавиши извлекали звук, заказывали за границей. Чаще в Германии. Потом мастер крепил эти панели к деревянному корпусу, устанавливал костяные клавиши, украшал резьбой и металлическими накладками. В последнюю очередь крепились кожаные меха.

Все это соединялось не гвоздями и шурупами, а с помощью специального клея, рецепт которого знал мастер. Для дальнейшего использования клей хранился в банке из жести в теплом месте (чаще под лампадкой). Подгонялось все до последнего миллиметра с помощью специального деревянного молоточка - киянка или доўбня.

Представить жизнь человека без музыки - невозможно, но у каждой эпохи она своя. Как звучали и выглядели те инструменты на которых играли наши предки?

КОЛЁСНАЯ ЛИРА -

   народный струнный музыкальный инструмент с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым, например, на Украине «рыле», а в Белоруссии – «лёра». Колесную лиру нельзя назвать исконно белорусским инструментом. Она вошла в традицию белорусов и сложила здесь традицию лирников. Образ лирника связан со старцем-мудрецом, который под аккомпанемент лиры исполнял свои духовные стихи. Потом колесная лира в Белоруссии вошла в историю как инструмент профессиональных нищих.

БЕЛОРУССКИЕ ЦИМБАЛЫ   

 

                                         БЕЛОРУССКАЯ ЖАЛЕЙКА

Белорусский инструмент использовался как в музыке, так и на войне, как сигнальный. Музыкальная культура Белоруссии многогранна и уникальна, она обладает неповторимым колоритом и яркими национальными чертами. А музыкальные инструменты только способствуют в её формировании.

свернуть

Роля беларускай песнi ў фармiраваннi беларускага маўлення дашкольнiкаў

Маўленне - унікальны і ўніверсальны сродак многіх відаў дзейнасці. Развіццё розных формаў дзейнасцi вядзе да развiцця галоўнага сродку - маўлення. У дзяцей мы выхоўваем пачуццё беларускай мовы, ствараючы дзеля гэтага адпаведныя маўленчыя ўмовы, у якіх дзіця пад кіраўніцтвам выхавальнікаў далучаецца да паэзiі, музыкi, адначасова вучыцца вырашаць пры дапамозе роднай мовы, розныя маўленчыя задачы: камунікатыўныя, пазнавальныя і г.д.

Галоўным пабуджальным матывам праяўлення маўленчай актыўнасці з'яўляецца сумесная дзейнасць з дарослым. Важнае значэнне мае актыўна-дзейснае ўспрыманне дзецьмі нагляднасці (цацак, малюнкаў). Наглядныя дзеянні  выклікаюць у дзяцей жаданне абазначыць іх словамі і гаварыць пра іх. Адмысловая ўвага надаецца зместу беларускага маўлення, у выхаваўчых і дыдактычных мэтах выкарыстоўваем паэтычныя словы. Калыханкі, забаўлянкі, прымаўкі, песні, казкі – вось тыя дасканалыя мастацкія формы фальклору, з дапамогай якіх мы знаёмім дзяцей з багаццем і разнастайнасцю навакольнага свету.

Перш за ўсё, мы праслухоўваем і абыгрываем з дзецьмі беларускія народныя калыханкі, песенькі, забаўлянкі, кароткія вершыкі, да якіх далучаюцца адпаведныя зместу дзеянні і рухі, паўтарэнні гукаперайманняў, асноўных слоў, выразаў. Вялікае значэнне пры гэтым маюць тыя забаўлянкі, якія суправаджаюцца разнастайнымi рухамi пальчыкаў рук, напрыклад "Сарока-варона кашу варыла". Важнасць іх палягае ў амаль параллельным развіцці дыферанцаваных рухаў пальцаў рук і маўлення, што стымулюе і актывізуе маўленне маленькага дзіцяці. Вабяць малых такія дзеянні як закалыхванне лялек, плясканне ў далоні, прытупванне, падскокі і т. п. Расказванне не вялікіх па аб'ёму казак суправаджаем інсцэніроўкамі, што робіць больш лёгкім для дзяцей іх успрыманне і разуменне, заахвочвае да паўтарэння слоў, выразаў, песенек. Напрыклад, у час разыгрывання народнай забаўлянкі "Кую, кую ножку" з дзецьмі двух-трох год малыя імітуюць падбіванне лялечнага чаравічка малаточкам. Маўленчая сітуацыя дазваляе дзіцяці зразумець зварот выхавальніка.

Дзецям вельмі падабаецца, калі ў вершыку называецца канкрэтнае імя. Напрыклад, калі мы прыносім цацачна коціка, паказваем яго дзецям, дапамагаем ім успомніць, як коцік вуркоча "мур-мур", а затым чытае калыханку: прагаворвання асобных слоў і радкоў верша. Такія заняткі, а значыць і калыханка, пакідаюць след у душы і памяці дзіцяці.

Маленькія дзецi удзельнічаюць у простых карагодных гульнях" (напрыклад, "Адгадай, чый галасок?", "Хто схаваўся?" і інш.) гэтыя гульні садзейнічаюць наладжванню дзіцячых узаемаадносін, выклікаюць у дзяцей жаданне ўступіць у зносіны, значыць і размаўляць адно з адным. Дзецям падабаюцца такія гульні, а гэта добрая падстава для выхавання цікавасці да беларускай мовы, першапачатковага развіцця беларускага маўлення. Захапіўшыся гульнёй, дзеці не заўсёды заўважаюць, што яна вядзецца на беларускай мове, і між волі засвойваюць асобныя словы, выразы, песенькі.

Для паступовага ўвядзення беларускай мовы ў розныя віды дзейнасці дашкалят мы выкарыстоўваем лялек-беларусаў: дзяўчынку Паўлінку і хлопчыка Янку. Яны паасобку альбо разам прыходзяць да дзяцей, цікавяцца іх заняткамі, гульнямі, размаўляючы толькі па-беларуску: задаюць пытанні, называюць асобныя прадметы, што знаходзяцца ў дзяцей, выконваюць розныя дзеянні з імі, расказваюць нескладаныя гісторыі. Такім шляхам наладжваюцца сітуацыйна-дзелавыя зносіны на беларускай мове.

У дашкольным выхаваннi ўдзяляецца мала ўвагi нацыянальнаму фальклору, нягледзячы на тое, што беларускi народ мае багатую фальклорную спадчыну. Вельмi добра падыходзiць музычны фальклор, якi па сваей прыродзе пранiзаны элементамi народнага тэатра, гульнямi, пантамiмай. У 1 и 2 малодшы групах неабходна чытаць вершы, забаўлянкi, загадкi, казкi. Расказванне непялікiх па аб'ему казак трэба суправаджаць iнсцэнiроўкамi, што аблягчае дашкалятам iх успрыманне і разуменне, заахвоціць да паўтарэння слоў, выразаў, песенак.

Пястушкi выкарыстоўваюцца ў розных рэжымных момантах: пад гукі гэтых вершаў спецыяльна для дзяцей. Дзецi ахвотна мыюцца, прымаюць ежу, займаюцца. Жыцце дзiцяцi становiцца цiкавейшым, ярчэйшым. У час расказвання пястушкi ўперш выкарыстоўваецца нагляднасць, потым тлумачыцца сэнс новых слоў, улiчваюцца вопыт і веды дзяцей.

Калыханкi - першыя для дзяцей узоры мастацкага слова. Навакольны свет у іх падаецца ў вобразах, даступных і зразумелых. Найчасцей героем калыханак бывае кот. Без ката не абыходзiлася нiводная хата, дзе-нiдзе ката сапраўды клалi ў люльку, каб пасля дзiцяцi добра спалося. Яго клiчуць дапамагчы закалыхаць малога, бо кот вельмi ласкавы. Таму часта на Беларусi бабулi гаварылi  «Я буду яму спяваць ката», а гэта адзначала "калыхаць дзiця песняй"

 На каточка  варкота,

На дзiцятка дрымота.

Прыдзi , каток, начаваць,

Дзiцятка калыхаць.

На дзiцятка дрымота,

Заснi, заснi, цiха спi.

Каток ,не бурчы,

Маіх дзеткаў

Не будзі!

Яркую акрэсленую выхаваўчую накіраванасць маюць беларускія народныя песні. Праз іх тэксты, лексіку дзеці ўзбагачаюць уяўленні аб наваколлі, прыродных з’явах, знаёмяцца з прыладамі працы, беларускiмi назвамi месяцаў, дзен тыдня нацыянальнымi стравамi, значна пашыраецца актыўны слоунiк. Праз песню знаемiм выхаванцаў з лепшымi рысамиi характару беларусаў: шчырасцю, чуласцю сцiпласцю. Фальклорная песня дапамагае эмацыанальнай сферы дзяцей, падрыхтоўвае да выканання пэўных сацыяльных роляў.

Каляндарна - абрадавая паэзія

Зімовыя песні

Да ішлі, ехалі калядкі

Да ішлі, ехалі калядкі

Да ішлі, ехалі санёчках

У кужэльных сарочках.
А санёчкі паламаліся,
А сарочкі памараліся

Калядкі

 Прыехала каляда  на белым кані…

Яе конічак– ясен месячык,

 Яе дужачка–– ясна зорачка.

 Яе вазочак з тоўстага лядку.

Яе кажушок з белага сняжку.

Веснавыя песнi.

 Прыйдзі, прыйдзі, вясна…

Прыйдзі, прыйдзі, красна

К нам у таночак

Прынясі нам збожжа

Прынясі нам красак,
Каб нам звіць вяночак.

Едзіць вясна, едзіць

На залатым кані

У зялёным саяні,

На сасе седзячы,

Сыру зямлю аручы,

 Правай рукой сеючы

А смыком скародзячы

Вязець, вязець вясна,

Вязець, вязець красна

Ясныя дзянёчкі,

 Частыя дажджочкі,

 Зялёныя травы,

Красныя цвяточкі

Нам на вяночкі.

Ой, вясна мая вясёлая

 Развесяліла ўсе горачкі,

 Усе горачкі, усе горачкі даліначкi

Летнія песні:

У полі жыта палавее.
У полі жыта палавее,
У багатага душа млее,
Што ў засеку жыта тлее.
А ў беднага радуецца,
А ў беднага радуецца,
Што новы хлеб гатуецца,
Што з багатым зраўнуецца.

Выйшла маці жыта жаці…
Выйшла маці жыта жаці,
Стала сярпы перакладаці.
Няма сярпа залатога –
Жанца маладога.
Вышла свякроў жыта жаці,
Стала сярпы раскладаці.
Прыбыў сярпок залаценькі –
Жанец маладзенькі.

Восеньскія песні:

Ой, восень мая
Ой, восень мая,
Восень сцюдзёная,
Чаго ты рана захаладала.
Я й не раненька,
Я й не позненька, -
Калі мая пара прышла:
Лісточак апаў, зямельку ўслаў,
Вось мая і пара прышла.
Рэчкі сталі, пазамярзалі,
Во мая й другая пара.
Ай, восень, восень, макрота…
Ай, восень, восень, макрота,
Дзецюкам жаніцца ахота,
Дзевачкам ісці няволя,
Заняволіла субота
Усё й татулькава работа.

Прыпеўкі. Прыпеўка – невялікая лірычная песенька, якая складаецца з чатырох радкоў і выконваецца на які-небудзь сталы матыў. Вядомы і іншыя назвы гэтага жанру: вытанкі, скакушкі, брандушкі, выдрыганцы і інш. Тэрмін “прыпеўка” запазычаны з рускай навуковай тырміналогіі і ў першыню ў навуковую беларускую літаратуру ўведзены В. Астаповічам. Вытокі жанру ў танцавальных прыпеўках, а таксама ў прыпеўках вясельных і дударскіх. У прыпеўках адлюстраваны многія бакі жыцця сялянства. Аднак асноўная тэма гэтага жанру – любоў. У прыпеўках прыкметнае месца займае грамадска-палітычная тэма. Сярод фальклорных жанраў, якія адлюстроўваюць сучаснасць, адно з першых месцаў належыць прыпеўцы. Першыя публікацыі беларускіх прыпевак адносяцца да 40-х гг. XIX ст.

Прыпеўкі:

А скрыпачка, далі бог,
Не жалей жа маіх ног!
Мае ножкі не баляць,
Яны хочуць пагуляць.
Эх, колькі ж нас –
Адна жменечка!
Пагуляем жа
Харашэнечка.

Танцавала рыба з ракам,
А пятрушка з пастарнакам,
А цыбуля з часнаком.
Красна дзеўка з дзецюком.
Рада, рада была баба,
Што дзед утапіўся.
Ліха ж яму нагадзіла –
За куст ухапіўся.

Пазаабрадавыя песні.

Пазаабрадавыя песні, як відаць з самой назвы, - гэта песні, якія выконваюцца незалежна ад абрада ці календара, у любы час і ў розных канкрэтных жыццёвых абставінах. У народзе пра гэтыя песні гавораць, што яны спяваюцца “абы калі”, “калі давядзецца”, “калі надумаешся”, “хоць дзе”, “дзе можна” і інш. Спяваюць іх у час адпачынку і на рабоце, дома і ў полі, “на міру” і сам-насам. Песні гэтыя не звязаны ні з гульнямі, ні з дзеяннямі.

Мелодыя ў пазаабрадавай песні замацавана непасрэдна за адным тэкстам (рэдка адзін тэкст выконваецца на некалькі мелодый), тады як у каляндарна-абрадавай паэзіі на адзін і той жа напеў (асабліва ў вясельнай песнятворчасці) спяваецца многа тэкстаў.

Пазаабрадавыя песні ў адрозненне ад каляндарна-абрадавых характарызуюцца большай актыўнасцю, што дало ім магчымасць шырока адлюстроўваць самыя розныя бакі побыту народа.Пазаабрадавыя песні часта называюць проста лірычнымі, бо лірычны пачатак (а ён уласцівы таксама каляндарна-земляробчым і сямейна-абрадавым песням) з’яўляеццы дамінуючым. Гэта песні пра асабістыя пачуцці і перажыванні чалавека, пра яго адносіны даакаляючайрэчаіснасці.Сіла ўздзеяння пазаабрадавай лірычнай песні ў тым, што яна перадае пачуцці і перажыванні, сугучныя, блізкія, зразумелыя многім людзям, вылучаецца глыбінёй, багаццем і разнастайнасцю чалавечых эмоцый. Тут радасць і гора, любоў і нянавісць, весялосць і смутак чалавека. У гэтых песнях выяўляюцца лепшыя рысы нацыянальнага характару беларусаў: смеласць, адвага, праўдзівасць, працавітасць, гасціннасць, гуманізм, чуласць, сціпласць, імкненне да свабоды і нянавісць да прыгнятальнікаў. У іх знайшла адлюстраванне народная мараль, светапогляд працоўных. Пазаабрадавая песенная лірыка дае шырокую карціну жыцця народа, яго сямейна-бытавых і сацыяльна-грамадскіх адносін, таму не выпадкова яе называюць энцыклапедыяй жыцця народа.У народнай пазаабрадавай песеннай творчасці асобную групу складаюць балады – ліра-эпічныя творы. Тэрмін “балада” ў народзе невядомы. Спевакі іх называюць доўгімі або жалоснымі песнямі. У навуковы ў жытак гэты тэрмін быў уведзены ў XIX ст. Збіральнікі і даследчыкі беларускай вуснапаэтычнай творчасці называлі балады думамі або думкамі.

Балады – творы драматычнага зместу, напоўненыя высокім эмацыянальным пачуццём. Тэма іх – сямейнае або асабістае жыццё чалавека, незвычайныя, трагічныя здарэнні. Як і многія іншыя фальклорныя жанры, балада ўзыходзіць да глыбокай старажытнасці і прайшла складаны эвалюцыйны шлях станаўлення.

На музычных занятках выхаванцы знаёмяцца з асаблівасцямі беларускай народнай музыкі, развучваюць беларускія танцы, спяваюць песні. Усё гэта дае магчымасць вырашыць задачы развіцця беларускага маўлення, раскрыць творчыя магчымасцi дзяцей, сфармiраваць цiкавасць да народнай творчасцi, у гульнявой форме далучыцьдзяцей да нацыянальнай культуры.

Выкарыстанне ў працы з дашкольнікамі твораў народнай творчасці ажыўляе адукацыйны працэс, аказвае асаблівы ўплыў на выхаванне патрыятычных пачуццяў, нацыянальнайсамасвядомасці.

Выхоўваючы патрыёта, нацыянальна свядомага чалавека, фальклор адначасова задавальняе патрэбу дзіцячай душы ў гульні, жарце, асваенні свету.

свернуть

Поступаем в музыкальную школу

С КАКОГО ВОЗРАСТА?

Не стремитесь поступить в школу как можно раньше. Программа рассчитана на детей школьного возраста, и, как бы ни был развит и талантлив ваш малыш, он всегда будет отставать от более старших одноклассников, переутомляться,  и в конечном счете учиться хуже, чем мог бы. Пяти - шестилетних детей принимают в подготовительный класс, и это - самое подходящее время для начала систематических занятий музыкой.

Один из критериев, по которому стоит ориентироваться, это выбор музыкального инструмента.

Например,

  • с 6-7лет можно на пианино, скрипку, кларнет, гитару
  • с 10-12 на баян, аккордеон (здесь нужны физические усилия для игры)

Другой немаловажный критерий — это выбор преподавателя. Ведь преподаватель станет вашему ребенку другом и помощником.

КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ВЫБРАТЬ?

В музыкальных школах предлагают несколько программ обучения. Основная базовая — семилетняя. Такие инструменты как фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, аккордеон, баян и другие чаще всего предложат 7 лет обучения. Для начального овладения домрой, балалайкой порой достаточно 5 лет. Следует отметить, что многие музыкальные школы проводили такой эксперимент — они внедряли 5-летние курсы обучения на все инструменты. Отличаются они качеством профессионализма. Если ребёнок обучается для общего развития и не планирует выбирать профессию музыканта, то ему вполне подойдёт 5-летний курс. А вот при обнаружении ярких музыкальных способностей и выраженной тяги к музицированию, конечно, следует предпочесть более глубокую 7-летнюю программу, после которой выпускник получает свидетельство, дающее ему право поступить в музыкальное училище. Итак, приступим к обзору музыкальных инструментов.

Домра и балалайка — струнные народные инструменты. Хороши как для мальчиков, так и для девочек. После обучения на домре и балалайке гораздо легче освоить гитару, столь любимую и востребованную.

Гитара. Как говорится, без комментариев. Уже много десятилетий гитара остается самым популярным музыкальным инструментом среди подростков и молодёжи. Без гитары не обходится ни один турпоход; гитара часто звучит в местах где собираются стайки подростков; на студенческих вечеринках она — царица. Умение играть на гитаре всегда вызывает восхищение и неподдельный интерес. Следует сказать, что при обучении на данном инструменте очень желательно параллельно брать уроки вокала.

Баян и аккордеон — роскошные и звучные народные инструменты. Имеют большие размеры и весят не так уж мало. К этому инструменту следует примериться и понять действительно ли это Ваш инструмент. Если да, то скорее всего ребёнок получит массу удовольствия от занятий на баяне или аккордеоне. Подходит как мальчикам, так и девочкам. Хорошо развивает слух. Лично я знаю баянистов и аккордеонистов которые прекрасно импровизируют и подбирают на слух.

Флейта — изящный и нежный духовой инструмент, больше подходит для девочек.

Труба, тромбон и другие медные духовые — это «мальчиковые» инструменты. Один важный нюанс — если мальчик обучен игре на духовом инструменте, особенно медной группы, то при достижении им призывного возраста есть большой шанс попасть в военно-музыкальный полк, а это не то, что престижно, но гораздо проще. Будет Ваш сын во время службы играть «Славянку» и всякие торжественные марши.

Скрипка, виолончель — эти музыкальные инструменты относятся к струнно-смычковой группе симфонического оркестра. Ничто так не развивает музыкальный слух, как обучение на скрипке или виолончели. Очень трудные инструменты. Родителям, которые отдали ребёнка в эти классы, нужно знать, что в начале обучения они издают совершенно истошные скрипучие звуки, которые не каждый родитель сможет выдержать. Но чем больше будет развиваться мастерство ребёнка, тем сладостнее будут мелодии. Это инструменты интеллигенции — очень элегантные и утончённые.

Фортепиано. Тоже довольно востребованный и популярный музыкальный инструмент. Часто именно на фортепианное отделение есть конкурс, поэтому детей туда отбирают после подготовительного класса. Родители, которые хотят видеть в ребёнке пианиста, должны уже позаботиться об этом по достижению малышом 5-6 лет, иначе может быть поздно. Обучение на фортепиано тоже довольно сложный процесс. Родителям нужно обязательно позаботиться о наличии инструмента, а часто именно это становится проблемой: большие габариты, громоздкость, дороговизна, — всё это может стать препятствием. Сейчас есть альтернатива фортепиано — синтезатор. Он дешевле и занимает меньше места. Однако эти два инструмента даже не стоит сравнивать. Настоящий, «живой» рояль вне конкуренции. Размер клавиш, способы извлечения звука, величина клавиатуры — у этих двух инструментов различны. Если ребёнок занимается дома на синтезаторе это может негативно сказаться на постановке рук, развитии пальчиков, и в итоге, малыш не научится играть на настоящем фортепиано (пианино или рояле) и может потерять интерес. Акустическое традиционное пианино — идеальный вариант. Можно купить цифровое пианино — возможный вариант. Синтезаторы и ударные инструменты лучше выбирать в качестве дополнительных.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ?

ЖЕЛАНИЕ. Помните, главное, чтоб ребенок сам хотел играть на данном музыкальном инструменте. Не отдавайте ребенка в музыкальную школу только потому что вы хотели в детстве туда пойти или это модно, или другие ходят. Если ваш ребенок хочет учится в музыкальной школе, сходите с ним на концерт классической музыки, покажите ему какие бывают музыкальные инструменты, понаблюдайте, как он ведет себя на концерте. Сходите в музыкальную школу, поговорите с преподавателями.

ЗДОРОВЬЕ. Перед тем как поступить в музыкальную школу, проконсультируйтесь с врачом. Для занятий на некоторых инструментах существуют противопоказания: на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, на скрипке - при сколиозе и сильном плоскостопии.

ПРОСЛУШИВАНИЕ в музыкальную школу может включать в себя следующее:

  • Проверка слуха.

Как проверяют. Предлагают спеть вместе с преподавателем небольшую попевку из нескольких разных звуков. Просят показать рукой направление движения мелодии (вверх или вниз). Играют на фортепиано либо один, либо несколько звуков одновременно, и предлагают ребёнку угадать, сколько звуков прозвучало. Так же играют какой-то один звук и просят найти его на инструменте. Предлагают спеть уже знакомую песенку.

Как подготовиться. Подготовьте с ребёнком песенку дома заранее. Не стоит брать что-то из репертуара детского сада, как правило, повторяя за остальными детьми, дети плохо передают нужную мелодию. Лучше выбирать известные и простые песни: «Маленькой ёлочке», «Жили у бабуси»…

  • Проверка чувства ритма.

Как проверяют. Чаще всего, предлагают повторить (прохлопать) за преподавателем простой ритмический рисунок. Например, один хлопок длинный и два коротких (или наоборот).

Как подготовиться. Поиграйте с ребёнком в «Почту». Отправьте ему письмо (прохлопайте какой-нибудь простой ритм из длинных и коротких хлопков) и предложите ему «написать» вам ответ (прохлопать тот же ритмический рисунок).

Так же можно предложить «спеть» его любимую песенку помогая при этом своими ладошками. Например, поём «Маленькую ёлочку» и при этом каждый слог прохлопываем. Так же (с хлопками) можно почитать с выражением любые стихи.

  • Проверка памяти.

Как проверяют. Ребёнку предлагается тут же выучить небольшую песенку – попевку. Например, «Петушок, петушок золотой гребешок». После пары раз повторений вместе с преподавателем ребёнку предлагают спеть разученную попевку одному.

Как подготовиться. Разучивание стихов и песенок в повседневной жизни уже является тренировкой памяти. Но не требуйте моментальной отдачи. Терпение родителей является залогом спокойного постепенного развития малыша.

  • Проверка координации.

Как проверяют. Просят помаршировать под музыку или повторить простые движения (полетать руками, как птица). Иногда просят постучать ладошками по столу, на каждый один удар левой руки предлагается сделать два удара правой. Так же могут предложить пошагать и похлопать одновременно.

Как подготовиться. Самые простые игры, развивающие координацию, как известно, игры с мячом. А пошагать и похлопать (по щёчкам, по ушкам, по плечикам…) можно дома в любой момент и под музыку и без.

        ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?

Вы должны понимать, что музыка — это огромный труд и большая работа. Отдавать ребенка в музыкальную школу нужно только при огромном желании со стороны именно ребенка. Так как не каждый сможет заниматься музыкой.

Музыкальная школа — это не только игра на основном инструменте, это также посещение уроков по сольфеджио, музыкальной литературе, хоровому пению или оркестру. Это дорога до школы и обратно. А также это ежедневные занятия дома.

 Конечно, посещение музыкальной школы имеет много плюсов.

  • Ребенок становится более ответственным, целеустремленным и уравновешенным.
  • Расширение кругозора и музыкальный вкус.
  • Работа в команде.
  • Друзья, у которых похожие интересы и взгляды.
  • Выступления помогают стать менее стеснительным и более уверенным.

Музыкальная школа — это школа жизни. Она дисциплинирует, организует, не говоря уже о всестороннем развитии ребёнка. Родителям где-то стоит поднажать, где-то убедить и обязательно сохранить первоначальный интерес. Довести до конца начатое дело — это важно. И важно, чтобы ребёнок с детства это понял.

свернуть

Белорусский детский певческий фольклор как средство развития певческих навыков ребенка

Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении народной культуры.  Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача.

В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный,  творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Белорусский фольклор – душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному,  научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.

Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.

А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:

Ціха, куры, не крычыце,

Майго Ваню не будзіце,

А мой Ваня будзе спаць,

Будзе вочкі закрываць.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка:

  • Слушание – восприятие.
  • Пение.
  • Народная хореография.

С белорусскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного белорусского народного творчества.

свернуть