Информационный материал

Республиканский центр психологической помощи

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ЛИСТОВКИ

Алкоголь и последствия злоупотребления алкоголем

Алкого́ль - это этиловый спирт (этанол, С2Н50Н). В широком смысле термин «алкоголь» применяется к напиткам, содержащим этиловый спирт. Этиловый спирт содержится в алкогольных, слабоалкогольных напитках и пиве.

Злоупотребление алкоголем (алкогольными, слабоалкогольными напитками или пивом) приводит к различным негативным последствиям:

  1. социальным (разрушение социальных связей, проблемы на работе, семейное неблагополучие, совершение правонарушений, и другие негативные последствия);
  2. личностным (деформация личности, равнодушие к самому себе, своему будущему и близким людям, ослабление воли, преобладание единственной ценности по имени «алкоголь» и другие последствия)
  3. медицинским:
  • поражение центральной нервной системы (головного мозга), что приводит к снижению памяти, внимания, нарушению мыслительной деятельности, эмоций и другим нарушениям;
  • поражение органов и систем организма человека, что приводит к развитию заболеваний печени, сердечно-сосудистых заболеваний, рака, и других заболеваний);
  • развитие наркологических заболеваний;
  • отравление, смерть.

Согласно информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) во всем мире в результате вредного употребления алкоголя ежегодно происходит 3 миллиона смертей, что составляет 5,3% всех случаев смерти. Вредное употребление алкоголя является причинным фактором более чем 200 нарушений здоровья, связанных с болезнями и травмами.

Алкоголь обладает токсическим и психоактивным (наркотическим) действием. Последствия потребления алкоголя зависят от индивидуальных особенностей употребляющего его человека (возраст, пол, наличие заболеваний, другие особенности) и концентрации («градуса»), дозы и длительности воздействия алкоголя на организм.

В связи с токсическим (отравляющим) действием алкоголя он отравляюще действует на весь организм, способен нарушать работу головного мозга, сердечно-сосудистой системы и других органов, систем организма, способствует возникновению различных заболеваний, в том числе заболеваний печени, сердечно-сосудистых заболеваний, рака.

В связи с психоактивным (наркотическим) действием алкоголя он влияет на деятельность центральной нервной системы (головного мозга), приводя к изменению психического состояния, приводит к развитию алкогольной зависимости. Действие алкоголя на головной мозг вызывает изменения поведения человека и отношение человека к такому поведению, что может приводить к негативным социальным последствиям, травматизму, смерти от внешней причины.

Злоупотребление алкоголем приводит к развитию ряда наркологических заболеваний, которые отличаются по степени тяжести и по формам заболеваний:

  • неосложненная интоксикация (алкогольное опьянение);
  • употребление алкоголя с вредными последствиями;
  • состояние отмены алкоголя («похмелье»);
  • состояние отмены алкоголя с делирием («белая горячка»);
  • синдром алкогольной зависимости (хронический алкоголизм);
  • психотические расстройства (проявляются галлюцинациями, искажениями восприятий, бредом и другими проявлениями);
  • амнестический синдром (нарушения памяти);
  • расстройства личности и деменция (приобретенное слабоумие) вследствие употребления алкоголя.

При продолжении злоупотребления алкоголем, наркологические заболевания могут изменяться:

Человек продолжает злоупотреблять алкоголем

- неосложненная интоксикация (алкогольное опьянение);

- употребление алкоголя с вредными последствиями;

- состояние отмены алкоголя («похмелье»);

синдром алкогольной зависимости (хронический алкоголизм);

- состояние отмены алкоголя с делирием («белая горячка»);

- психотические расстройства (проявляются галлюцинациями, искажениями восприятий, бредом и другими проявлениями);

- амнестический синдром (нарушения памяти вследствие употребления алкоголя);

- расстройства личности, деменция (приобретенное слабоумие) вследствие употребления алкоголя.

Одно из самых частых последствий злоупотребления человека алкоголем это развитие у человека алкогольной зависимости (синдрома зависимости от алкоголя, хронического алкоголизма).

Синдром зависимости от алкоголя представляет собой комплекс физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, в основе которых употребление алкоголя, занимает главенствующее положение в системе ценностей человека, замещая собой другие формы поведения, являвшиеся ранее более важными. Основной характеристикой зависимого поведения является непреодолимое желание употреблять алкоголь, сопровождающееся ростом толерантности (устойчивости) к алкоголю и выраженными психологическими и физиологическими симптомами.

Пивной алкоголизм. Для некоторых людей пиво является символом общения с друзьями, просмотра футбола и других мероприятий веселого времяпрепровождения. К сожалению, редко кто задумывается, что это тоже спиртной напиток, который приводит к алкоголизму. Пиво разрушает тело и мозг человека не меньше, чем спиртные напитки с высоким содержанием спирта. Пиво также приводит к развитию наркологических заболеваний.

Синдром зависимости от алкоголя является наркологическим заболеванием. При наличии у человека алкогольной зависимости в обязательном порядке должны применяться меры медицинского характера.

Наличие наркологических заболеваний может быть установлено врачом-специалистом (врачом-психиатром-наркологом), к которому человек может обратиться в рамках оказания наркологической помощи, в том числе анонимно.

Выводы.

Алкоголь оказывает вред здоровью пьющего человека.

Связанный с алкоголем вред выходит далеко за пределы здоровья пьющего человека.

Алкоголь причиняет вред благополучию и здоровью тех, кто окружает пьющих людей.

Алкоголь связан со многими серьезными социальными аспектами и проблемами развития, включая насилие, безнадзорность детей и жестокое обращение с ними, а также невыходы на работу, совершение правонарушений.

свернуть

Правила, которые должен знать и соблюдать каждый!

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьёзная проблема. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность и недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребёнка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.

Работа родителей по предупреждению травматизма должна проводиться в 2 направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.

Падения

Падения - распространённая причина ушибов, переломов костей и серьёзных травм головы. Их можно предотвратить, если не разрешать детям лазить в опасных местах; устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах. В летнее время зоной повышенной опасности становятся детские площадки, особенно качели. Если ребёнок упал с качелей, он должен прижаться к земле и подальше отползти, чтобы избежать дополнительного удара. Добровольный прыжок с качели никогда не заканчивается безопасным приземлением на ноги. От резкого касания с грунтом происходит перелом лодыжек, берцовых костей, вывих голеностопных суставов.

Вода

Взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоёмов. Дети могут утонуть менее, чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или вблизи воды, в том числе в ванной. Нужно закрывать колодцы, ванны, вёдра с водой. Детей нужно учить плавать, начиная с раннего возраста. Дети должны знать, что нельзя плавать в водоёмах без присмотра взрослых.

Ожоги

Ожогов можно избежать, если: ограничить нахождение детей вблизи горячей плиты, утюга, устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы маленькие дети не могли до них достать, не приближаться детям близко к открытому огню, пламени свечи, костру, взрывам петард, исключить допуск детей к легковоспламеняющимся жидкостям, таким как бензин, керосин, спичкам, зажигалкам, бенгальским огням, петардам.

Поражение электрическим током

Дети могут получить серьёзные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнажённые провода представляют для них особую опасность.

Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен!

 

свернуть

Об ответственности родителей

Уважаемые родители!

  Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность.

  Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.

  Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.

  В статье 32 Конституции Республики Беларусь  указано, что:

«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

  Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

   Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.

   В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.

   За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

  Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:

«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

  Ответственность в данном случае  наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

  Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

 За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или  штрафа в размере до десяти базовых величин.

  За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание  в виде  штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

  При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

  Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь материальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда.

  Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.

 Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

  Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

  Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его.

  Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

  В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

  За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

  По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

  К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.

  Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.

  За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

  В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,– наступает уголовная ответственность  в виде  ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.

  Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18  «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

свернуть

Ошибки семейного воспитания

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы бывают в жизни моменты, когда поведение любимого ребенка ставит её в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Правда, лучше учиться на чужих ошибках, не так ли?        

Обещание больше не любить

«Если не будешь слушаться, я не буду тебя любить»

     Что делать, если ребенок буквально до посинения спорит с вами по поводу любой просьбы? Призывать к здравому смыслу? Пожалуй, в этот момент малыш вас просто не слышит. А вот если сказать: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя!», любой бузотер наверняка угомонится. Знакомая ситуация?

     Мнение психологов. Обещание больше не любить своего ребенка  – одно из сильнейших средств воспитания. Однако такая угроза, как правило, говорится в запале и не всерьез. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете надолго потерять доверие ребенка. Намного лучше сказать так: «Я буду все равно любить тебя, но твое поведение я не одобряю».

Безразличие.

«Делай что хочешь, мне все равно»

     Порой думается: зачем спорить, нервничать? Зачем все усложнять? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, пусть ребенок готовиться к взрослой жизни, скорее станет самостоятельным.

     Мнение психологов. Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Ребенок, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за поступок критика. Словом, замкнутый круг. Поэтому вместо показного безразличия надо постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если иногда некоторые поступки малыша вам не нравятся.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобиться,  ты можешь спросить у меня совета».

Слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я сказала, потому что я здесь главная. Это не обсуждается». 

Конечно, ежедневно объяснять ребенку, как устроен мир, – дело не легкое. У каждого взрослого есть принципы, и зачастую по отношению к детям главный постулат звучит так: «Я определяю, что и когда надо сделать. Дискуссии здесь недопустимы».

     Мнение психологов. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминают дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, а затем с наслаждением перешагивать через запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы все обсудим – почему и зачем».

Детей надо баловать.

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребенку это не под силу».

     Конечно, дети должны получать самое лучшее, любящие родители готовы все сделать для своего малыша, угадывая и исполняя любое желание крохи. Особенно, если учесть, что детство очень коротко. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность – мамы и папы частенько стараются оградить ребенка от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

     Мнение психологов. Если держать малышей под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Подрастая и познавая окружающий мир, дети очень тяжело к нему приспосабливаются. Поверьте когда родители готовы убрать буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Навязанная роль.

«Мой ребенок – мой лучший друг».

     Часто мамы и папы, испытывающие в силу жизненных обстоятельств некоторые трудности в общении с другими людьми, начинают воспринимать малыша как друга-ровесника, разговаривая с ним соответственно. При этом они всерьез считают, что ребенок понимает их «как настоящий взрослый».

     Мнение психологов.  Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них самые главные люди на свете. Дети  даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.  Тем более, что папа и мама через какое-то время могут снова найти друзей-ровесников, а вот ребенок будет чувствовать себя отвергнутым как в мире взрослых, так и в мире детей.

«Больше денег - лучше воспитание»

     Иногда замученным бытом родителям приходят в голову разные мысли: «Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе даже позволить побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы бы были лучшими родителями.

     Мнение психологов.  Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. Вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и досуг, проведенный вместе, для ребенка гораздо важнее. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а сознание того, что он для вас «самый-самый».

Наполеоновские планы.

      «Мой ребенок будет заниматься музыкой, я не позволю упустить свой шанс».

     Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И главная цель пап и мам – дать детям лучшее образование. Неважно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

     Мнение психологов.  К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем, желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами. Поэтому, заполняя день  ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Слишком мало ласки.

«Ласки не так уж и важны для ребенка».

     Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? На это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев – есть более нужные и серьезные вещи.

     Мнение психологов.  Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает ощущать себя любимыми и придает уверенность в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки, в большинстве случаев, исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.

Ваше настроение.

«Можно или нет? Это зависит от настроения».

     С кем не бывало – неприятности на работе, плохое настроение, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Как правило, взрослые осознают, что поступили несправедливо, и на следующий день пытаются компенсировать свое плохое настроение подарками или послаблениями в режиме дня.

     Мнение психологов.   Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: не важно, что я делаю, все зависит только от маминого и папиного настроения. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если оно плохое постарайся быть ко мне снисходительным».

Слишком мало времени для воспитания ребенка.

«К сожалению, у меня совершенно нет времени для тебя».

     Большинство работающих родителей рады проводить с детьми буквально каждую свободную минутку: они отводят их в сад, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Правда, при этом у них редко остается время, чтобы просто посидеть рядом с крохой и поиграть с ним.

     Мнение психологов.  Взрослые часто забывают простую истину – ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать родственные души среди других людей. А родители (несмотря на затраченные усилия) становятся чужими. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кровати, поговорите с ним, расскажите что-нибудь или почитайте книжку. Ребенку это необходимо.

свернуть

листовка Телефон доверия

10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств!

Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств проводит Всемирный день предотвращения самоубийств.

Глобальной целью проведения Всемирного Дня предотвращения самоубийств является уменьшение уровня суицидов и суицидальных попыток среди населения во всех странах посредством осуществления мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения населения, объединяющие усилия многих министерств, ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, религиозных конфессий.

Суицид (самоубийство) – это действие с фатальным результатом, которое было намеренно начато и выполнено умершим в осознании и ожидании фатального результата.

Согласно оценкам ВОЗ, суицид остается одной из основных причин смерти во всем мире. В 2019году в мире в результате самоубийства ушло из жизни более 700 000 человек, т.е. одна из каждых 100 смертей – самоубийство; это обстоятельство побудило ВОЗ разработать новые рекомендации для помощи странам в повышении эффективности профилактики самоубийств и оказания помощи лицам, совершившим попытку самоубийства.

Для оказания поддержки странам в их усилиях по предупреждению самоубийств, ВОЗ публикует всеобъемлющие рекомендации по реализации своего подхода LIVE LIFE(Сохрани жизнь). Данный подход включает в себя четыре стратегии:

- ограничение доступа к орудиям совершения самоубийства;

- разъяснительная работа со СМИ о необходимости ответственного подхода к освещению самоубийств;

- содействие развитию социально-эмоциональных навыков у подростков;

- раннее выявление, оценка, оказание поддержки и последующее наблюдение за всеми, кто страдает от суицидальных мыслей и поведения.

Ведущей стратегией ВОЗ по снижению риска суицидов является идентификация специфических групп риска в населении с определением конкретных проблем и потребностей в каждой из этих групп. Как правило, проблематика всегда бывает комплексной и требует таких же комплексных, межведомственных вмешательств: социальная защита и экономическая безопасность, доступность психологической и медицинской помощи, информированность людей о возможности получения конкретной помощи по проблеме, специфичной для данной группы риска.

Наиболее характерный возраст для совершения попытки суицида– это возраст около 45 лет, распространен он также среди молодых людей в 15-29 лет. В группу повышенного риска также попадают люди пожилого возраста, в особенности те, которые имеют серьёзные соматические заболевания или страдают от одиночества.

Такие факторы, как депрессия и злоупотребление алкоголем, значительно увеличивают риск совершения суицида.

Профилактика самоубийств относится к приоритетным вопросам демографической безопасности Республики Беларусь. Важность подчеркивает включение мероприятий профилактики суицидального поведения в подпрограмму 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 года № 28.

Профилактика суицидального поведения представляет собой одну из важнейших задач общества, осуществление которой возможно только при интеграции усилий множества ведомств в единую превентивную стратегию.

Проблема суицидального поведения сложна и многогранна. На конечный выбор человека в кризисной ситуации влияет много разнообразных факторов. Многие люди, задумывающиеся о том, чтобы лишить себя жизни или совершившие попытку самоубийства, не обращаются за помощью и поэтому не получают ту помощь, в которой они нуждаются.

Люди в кризисных и сложных жизненных ситуациях могут получить психологическую помощь позвонив на «Телефон доверия» службы экстренной психологической помощи.

В Минской области указанная служба работает на базе учреждения здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология». Психологическая помощь оказывается бесплатно, анонимно, круглосуточно и без выходных по телефонам: 8 (017) 311-00-99 (городской), 8 (029) 101-73-73 (А1), 8 (029) 899-04-01 (МТС; с возможностью обращения через мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp).

свернуть

Не оставляйте детей без присмотра

Регулярно происходит немало несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные        случаи        происходят         именно         с         ними. Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

  Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе      в       судах,       без       специального       полномочия. Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.

  Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

Статья 159 «ОСТАВЛЕНИЕ      ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ»

  1.    Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи —наказываются общественными работами, или штрафом, или    исправительными    работами    на    срок    до    одного    года.

  2.   Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, — наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

  3.  Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в   опасное   для  жизни   или    здоровья    состояние,    — наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

  Мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры! Ни в коем случае не оставляйте малышей без присмотра! Уголовным кодексом Республики Беларусь за оставление детей без помощи в опасной для жизни ситуации предусмотрены арест или ограничение свободы. Но даже самое строгое наказание не вернет к жизни родную кровиночку.

Уважаемые родители!

Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии».

свернуть

Служба экстренной психологической помощи

8-017-202-04-01 (городской)

8-029-899-04-01 (мтс)

Звоните на ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ днем и ночью в любой день...


У Вас проблемы в семье или на работе?

Вам трудно общаться со своим ребёнком? 

Вам грустно или одиноко?

Вы испытываете боль, обиду, разочарование?

Некому рассказать о своих переживаниях?

Вы потеряли близкого человека?

Вас бросили? Вам страшно?

Вас избили или изнасиловали?

Вам кажется, что жизнь потеряла смысл?

Понимание, сочувствие и поддержка - совсем рядом!

Помощь оказывается БЕСПЛАТНО И АНОНИМНО без ограничений возраста, пола, национальности, места жительства, состояния здоровья КРУГЛОСУТОЧНО И БЕЗ ВЫХОДНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"

  • если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, связанной с насилием в семье,
  • Вам и Вашим детям необходима помощь,
  • Вам нужно выговориться

Вы можете обратиться за психологической помощью в Молодечненский районный территориальный центр социального обслуживания населения, позвонить по телефону "ДОВЕРИЕ" 74- 66-20

Также в Молодечненском РТЦСОН функционирует "кризисная комната", в которой женщина с детьми на безвозмездной основе может получить временный приют

свернуть

СОВЕТЫ МНОГОДЕТНЫМ РОДИТЕЛЯМ

Дети – наше счастье, наше богатство. Но чем больше этого богатства, тем сложнее с ним справиться. Если в семье больше двух детей, управлять ими гораздо сложнее. Они похожи на неуправляемую толпу. Пока вы кормите одного, другой уже испачкался кашей, а третий, подросток, отказывается надевать шапку зимой. Как управлять этой оравой, не перейдя на крик и сохранив комфортную атмосферу?

Многодетным семьям приходится трудно, причём не только в финансовом плане. Воспитание одного ребёнка – сложный процесс, что уж говорить о трёх и более. С каждым нужно найти общий язык, к каждому нужен индивидуальный подход. Нельзя допустить, чтобы в семье царил хаос, дети должны расти в спокойной и заботливой среде.

1. Родители должны стать полноценными авторитетами для детей. Конечно, нужно учитывать интересы ребёнка. Но не стоит ставить их на первое место, иначе появляется возможность превратиться в обслуживающий персонал. Необходимо вызывать уважение у своих детей, чтобы они прислушивались к вашему мнению, советовались с вами в трудную минуту. Дети должны понять, что именно вы – главные в семье.

2. Личное пространство нужно каждому члену семьи. В многодетных семьях очень непросто его организовать. Но речь идёт не об отдельной комнате каждому ребёнку, а о маленьком участке, где малыш сумеет уединиться. Это может быть рабочий стол, уголок с игрушками, любимое кресло. Даже небольшую квартиру можно поделить на несколько отдельных зон. И надо рассказать каждому ребёнку о важности личного пространства. Чтобы они не лезли друг другу, если один из них этого не хочет.

3. Любовь и внимание нужно проявлять к каждому ребёнку по отдельности. И порции заботы должны быть одинаковыми. Ещё лучше, если родители будут иметь возможность уделять время каждому наедине. Сходить на прогулку, поиграть или даже просто поговорить без других детей – очень важное времяпрепровождение и аспект воспитания. Ни один ребёнок не должен думать, что его любят меньше, чем других. Все должны не просто осознавать, но и чувствовать, как их любят и ценят.

4. Родителям нужно помочь детям стать друзьями. Это очень сложный процесс. Чтобы дети стали неразлучны, сплотить их нужно, когда их ещё двое. Тогда, когда появится третий, они примут его в свою компанию и почувствуют себя единой командой. Найдите для детей общее занятие, объедините их одним делом. Пусть у них возникают совместные секреты – не лезьте в их отношения. Позвольте им иметь тайны от вас.

5. Распределите обязанности между детьми. Не нужно спихивать всё на старшего. Когда малыши подрастают, их тоже нужно привлекать к домашнему хозяйству. Пусть они подметают пол, расставляют игрушки, моют свою посуду после ужина. Но не стоит превращать домашние обязанности в наказание. Ведь эти общие дела тоже помогут сплотить и детей, и родителей, а также научить дисциплине и аккуратности.

свернуть

ВЛИЯНИЕ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Среди современных подходов к воспитанию всё чаще прослеживается идея о том, что воспитание детей бабушками и дедушками должно быть лимитировано, а роль бабушек и дедушек в воспитании – сильно преувеличена. Откуда растут корни данной проблемы? Почему современное общество тяготеет к обособлению малой семейной ячейки (муж, жена, дети)?

Перед тем как разбирать результаты влияния бабушек и дедушек на воспитание внуков, следует сказать, что старшее поколение бывает совершенно разным. Не важно, будь это бабушка в платочке, которая всегда накормит, напечёт пирожков и научит вязать крючком или бабушка в строгих очках, которая замечательно разбирается во всех видах современного искусства, научит хорошим манерам и никогда не ест после шести. Пусть это будет дедушка на все руки мастер, сам построивший дачу, умеющий починить абсолютно любую вещь или дедушка-бизнесмен всегда с телефоном в руке и дорогими подарками на день рождения. Это неважно, ведь суть влияния бабушки и дедушки на детей прежде всего не в том, что внуки неосознанно перенимают их стиль поведения и так далее, а в том, что представление о воспитании у старшего поколения может сильно отличаться от вашего, в результате чего появляется целый комплекс проблем, связанных с появлением у ребёнка двух различных нравственных полюсов.

К сожалению, проблема конфронтации старшего и младшего поколений, как и несколько сотен лет назад, до сих пор остаётся открытой. Поэтому давайте разберёмся, стоит ли ограничивать общение бабушек и дедушек с внуками и если да, то в какой период времени это лучше всего устроить.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

Основная характеристика, определяющая положительное влияние старшего поколения – это жизненный опыт. Ни одно обучающее видео в интернете так быстро не научит пеленать ребёнка, как это сделает бабушка, никто кроме неё не сможет с «первых нот» угадать, чего сейчас хочется ребёнку – соску или игрушку, никто так вкусно не приготовит детскую кашу и тому подобное. Опыт и мудрость родителей определённо являются самой весомой помощью на этапе начального воспитания ребёнка.

На втором месте после опыта идёт чётко сформированная жизненная позиция. Это качество наших родителей помогает в развитии нравственной системы ценностей у детей. Кроме того, появляется некоторая уверенность хотя бы от того, что рядом есть люди, чей внутренний стержень выдержит сомнения не одного следующего поколения.

Третий пункт можно охарактеризовать как взаимопомощь. Дети помогают бабушке с дедушкой по дому, помогают разобраться с современной техникой, и, в свою очередь, получают помощь в обратную сторону – аккуратно зашить джинсы, чтобы не было видно, научить готовить яблочный пирог.

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

Негативное влияние ярче всего проявляется в тот момент, когда интересы родителей не совпадают с интересами бабушки и дедушки. В условиях, когда душа ребёнка разрывается между двумя нравственными полюсами, у вашего сына или дочери могут возникнуть сомнения по поводу вашего подхода к воспитанию, ваших решений или поведения в целом.

Вторым пунктом является излишняя строгость или вседозволенность. В первом случае ребёнок после общения со старшим поколением остается подавленным и переживающим за своё ближайшее будущее. Во втором случае ребёнок будет стремиться к предоставленной свободе, маскируя желание делать что вздумается под любовь к бабушке с дедушкой.

НУЖНО ЛИ ПРЕКРАЩАТЬ ОБЩЕНИЕ?

Многие родители задаются вопросом о том, нужно ли прекращать или лимитировать общение с бабушкой и дедушкой и когда стоит прибегать к таким мерам. Особенно остро этот вопрос встаёт в семьях, где старшее поколение и родители не находят точек соприкосновения, где сам процесс общения всегда перерастает в конфликт.

Для того чтобы ответить на вопрос о прекращении общения, стоит попытаться взглянуть на ситуацию с нескольких позиций. А именно с вашей, с позиции бабушек и дедушек и с позиции внуков. Лимитируя контакты этих трёх групп, вы истончаете связи, которые формировались на протяжении всей жизни ребёнка, но порой это действительно необходимо. Если вы замечаете, что ваши советы и доводы по поводу воспитания сына или дочери из раза в раз натыкаются на стену непонимания со стороны ваших родителей, либо видите, как ваш ребёнок стремительно меняется в характере после походов к бабушке с дедушкой – будьте готовы к решительным действиям. Поговорите с вашим супругом или супругой, совместные решения часто бывают более взвешенными. Затем не стесняйтесь обсудить происходящее с вашими родителями, расскажите им о том, что вас беспокоит, почему нужно менять ситуацию – в большинстве случаев этого бывает достаточно. Помните, что пресечение общения с внуками – это крайняя мера, которой по возможности стоит избегать.

ДРУГИЕ РЕШЕНИЯ

Довольно часто в семьях возникает ситуация, когда родители не могут прекратить общение бабушек и дедушек с внуками из-за того, что их вклад и помощь незаменимы. Например, в ситуации, когда родители целыми днями на работе, а ребёнок ещё недостаточно взрослый, чтобы находиться дома один. Также часто бывают случаи, когда родители хотят отправиться в летнее путешествие без ребёнка, и кроме бабушки с дедушкой некому его оставить. Но как же быть, если билеты в отпуск уже куплены, а влияние бабушки с дедушкой на внуков носит скорее негативный характер?

Не переживайте, порой как раз в таких ситуациях обстановка меняется кардинально. Возлагая ответственность на своих родителей или родителей мужа или жены, позволяя напрямую влиять на ребёнка, вы тем самым заявляете о доверии, об уважении к старшему поколению. После этого любая конфронтация как правило исчерпывает себя, а враждующие стороны, осознавая, какая ответственность на них лежит, начинают внимательнее относиться к поступкам, которые они совершают по отношению к детям. Помните, что старшее поколение любит своих внуков и желает им только добра.

свернуть